Ориентируемся на аудиторию
При подготовке речи хорошо узнать состав и численность аудитории. О чем бы ни шла речь в выступлении, речь для разных категорий людей будет отличаться как по употребляемым словам, так и по приведенным в тексте примерам (оптимальным будет, если примеры близки интересам слушающих Вас людей). Просчитайте интересы тех, кто будет находиться в зале, представьте себе, что они хотели бы узнать и услышать.
Поставив себя на «одну доску» со слушателями, Вы легко найдете контакт с ними. Проверьте словарное содержание Вашего текста, со слушателями необходимо общаться на их языке, в рамках их культурного уровня. Примеры и темы, выходящие за рамки понимания или сферы интересов слушателей, не стоит затрагивать в выступлении.
Специализированные, иностранные, узкопрофессиональные слова, употребляемые в речи, необходимо проверить по словарю не только на предмет их точного значения, но и с точки зрения правильности произношения, постановки ударения. В противном случае их применение вызовет не доверие к Вашей речи, а насмешку и иронию.
Языковые ошибки в любой части речи недопустимы, поскольку меняют восприятие даже самого содержательного текста в отрицательную сторону.
Своеобразная «краткая запись» речи на карточках вместо папки с большим количеством листов, наполненных текстом, поможет Вам проще ориентироваться.
Такие карточки (возможно, со схематическими изображениями) станут лучшей подсказкой. Полный текст речи необходим, но смотреть в него постоянно недопустимо, а найти «выпавшие» из памяти слово или цифру максимально быстро в нем будет невозможно.
Готовую речь прочитайте несколько раз: просто вслух, обращая внимание на смысловые и эмоциональные интонации, перед зеркалом. К моменту выступления Вы должны привыкнуть к тексту, прочувствовать его. Помощь магнитофона или видеокамеры оптимизирует процесс подготовки выступления. Кроме того, многочисленные тренировки придадут оратору уверенность и минимизируют волнение.