Способность создавать убеждение
Антично – буржуазная философия софистов— создательница риторики—в соответствии со своей гносеологией и этикой полагала под «изобретением мыслей» именно политические принципы и аргументы; термин изобретение (или нахождение) не есть лишь простое наименование технического процесса изобретения, — это глубокое указание на характер содержания, на то, что оно служит материалом убеждения сообразно практическому интересу оратора и может быть поэтому любым (нет объективной истины).
В этом — критерий выбора «мыслей». Завтра оратор будет защищать то, что сегодня отвергает, если это выгодно. Поэтому риторы учили доказывать и опровергать одно и то же с одинаковым успехом. Откровенный (или завуалированный) цинизм политических, и следовательно ораторских, принципов был буржуазно-классовым цинизмом, которым оставалось или возмущаться или примиряться с ним путем замысловатых оправданий.
Риторика, трактовавшая эмпирически, как делать речь и как ее преподносить в зависимости от условий, полагала за элементами ораторского выражения — словами, аргументами— имманентную, в них самих заключенную силу, вызываемую к действию ораторским искусством. В них видела риторика универсальную способность создавать убеждение. Это была своеобразная магия слов. Отсюда — формально-технологический характер античных риторик.