Если политика полагалась как самостоятельная сила с абсолютным движением, управляемым теми или иными принципами, то дело сводилось к борьбе идей, которые «изобретались» философами, историками, теологами, политиками и т. д., поскольку шло такое «разделение труда». За каждой областью идеологического труда закреплялось представление самостоятельной реальной силы. Но именно античная риторика определялась как наука изобретения и обработки выражения мыслей.

Академическая философия устами Платона как раз протестовала против ораторского вольномыслия, настаивая на том, чтобы оратор питался истинами, найденными философией, если он не хочет быть обманщиком и льстецом. Августин  настаивал на теологической истине.

Смущало «изобретение мыслей» оратором, потому что социальная практика показывала, что ораторство близко затрагивает материально-жизненные интересы, оратор «влияет» на общественную жизнь, говоря точно, потому что ораторская речь — острая форма классовой борьбы.

Со стороны Платона и Августина мы видим стремление обуздать в лице ораторской речи политику, подчинить ее философии или теологии, то есть надстройке более «воздушной». Ведь открытая политика начинает формироваться вместе с буржуазией.