Учитывая это, в критерии научных знаний выделяется совокупность конкретных показателей. Нередко оценка эффективности деятельности, например, учебного заведения оставляет вне внимания степень овладения и усвоения знаний, насколько занятия в школе, использование книг в библиотеке развивают личность. Поэтому к качественным показателям данного критерия относятся сведения об уровне усвоения знаний.

Поверхностные знания — усвоение отдельных факторов, явлений внешнего мира, без четко выраженных попыток обобщения и формулирования собственных выводов. Глубокие знания — те, которые воспринимаются как нечто цельное в единстве логической структуры и содержания, с четко выраженными попытками обобщения отдельных факторов и понятий в их логической связи.

Они имеют более избирательный и целенаправленный характер. На этом уровне познание объективных законов природы и общества адекватно их сущности. Абстрактное творческое обобщение на этом уровне завершается практикой. Вместе с тем следует отметить, что последующий уровень связан с предыдущим, что обеспечивает цельность представления о сущности явления.

К качественным показателям критерия научных знаний следует отнести также степень развития познавательных интересов, связанных с усвоением знаний, овладением умениями и навыками, опытом интеллектуальной, творческой деятельности. Такого опыта, например, как самостоятельное формулирование проблемы, применение ранее усвоенных знаний и умений в новой ситуации, умение совершенствовать способы решения проблемы и т.д.